поиска на warning.dp.ua
  

 

Осторожно! Пожарная инспекция!

Среднестатистическое предприятие редко страдает от огня, но дважды в год встречает пожарных, от которых может зависеть будущее компании.

Получить разрешение на начало работы предприятия в пожарной инспекции едва ли не сложнее, чем добиться возмещения НДС из государственного бюджета. Изучая процедуру получения документа, складывается впечатление, что она тщательно засекречена. Во всяком случае, многие бизнесмены не могут получить четкой информации о происходящем внутри разрешительной системы пожарной инспекции.

Опрос предпринимателей, проведенный в минувшем году специалистами Международной финансовой корпорации показал, что 24% всех предприятий страны сталкивались с необходимостью получать разрешение от органов государственной пожарной охраны (см. Популярные разрешения), при этом суть требований пожарных ясна далеко не многим — лишь 42% опрошенных понятно, чего от них хотят. Большое количество нормативных актов и регуляторных документов, в том числе и внутренних, на которые ссылаются сотрудники ОГПО, нередко ставит в тупик даже опытного юриста.

Неразбериха вынуждает предпринимателей обращаться в специализированные фирмы, адреса которых любезно рекомендуют в ОГПО. Специалисты этих организаций вполне способны решить все вопросы, связанные с противопожарным обеспечением отдельно взятого объекта. Разумеется, не бесплатно: за их услуги нужно заплатить не менее 20% стоимости всех согласований.

Дальше — хуже

Дело в том, что государственная пожарная охрана — одна из немногих организаций, с которой приходится общаться всем без исключения представителям бизнеса. Работающим предприятиям приходится регулярно переживать проверки пожарных инспекторов, а новосозданным компаниям — получать разрешения на начало работы. Если помещения сдаются в аренду, разрешения нужно получать дважды: сначала арендодателю, а затем, перед началом работы, — арендатору. В обоих случаях соль процедуры — согласование системы пожарной сигнализации или пожаротушения с ОГПО как минимум на двух этапах: при подготовке проектной документации и после монтажа системы (см. Схему получения разрешения).

На всякий пожарный

Схема получения разрешения на начало работы от органов государственной пожарной охраны

Предприниматель (заказчик) оформляет разрешение на начало работы (аренду помещений)

Заказчик обращается в специализированную фирму (исполнитель), имеющую лицензию на проектирование систем противопожарной безопасности, с описанием объекта и своих пожеланий

Исполнитель разрабатывает проект системы противопожарной безопасности, исходя из требований госстандартов, особенностей объекта и пожеланий заказчика

ОГПО оформляет разрешение на начало работы (аренду помещения)

 

Исполнитель согласовывает проект с органом государственной пожарной охраны (ОГПО)

Заказчик заключает договор на техническое обслуживание противопожарной системы с фирмой, имеющей соответствующую лицензию*

Исполнитель 2 обращается в ОГПО за заключением экспертизы противопожарного состояния объекта

Организация, имеющая лицензию на установку противопожарного оборудования* (исполнитель 2), монтирует противопожарную систему

* Как правило, предприятия, проектирующие противопожарные системы, занимаются их монтажом и обслуживанием, однако нужно иметь в виду, что на каждый из этих видов деятельности нужна отдельная лицензия.

Все это усложняется тем, что требования инспекторов пожарной охраны частенько подтверждаются лишь устными ссылками на какие-то пункты нормативных документов, причем предоставить текст этих требований сотрудники ОГПО, как правило, отказываются. Поэтому проверить законность требований, визитеров из пожарной инспекции, не имея специальных знаний, практически невозможно.

Еще сложнее получить разрешение на строительство и эксплуатацию объекта. Например, не так давно в Киеве Госдепартамент пожарной безопасности запретил согласовывать проектную документацию на строительство жилых домов и офисных центров, мотивируя запрет тем, что в столице не хватает пожарных депо. Для крупных строительных компаний такое решение МЧС стало неприятным сюрпризом.

По словам Виктора Величко, вице-президента ХК «Киевгорстрой», и без того сложный процесс получения разрешения на строительство и сдачу объектов в эксплуатацию теперь фактически приостановлен. Несколько предпринимателей признались Контрактам, что даже после известия о запрете, они вполне успешно согласовали проектную документацию. Правда, при этом действовали по заранее проверенным схемам...

Платная подпись

Впрочем, даже до вступления в силу запрета на выдачу разрешений на проведение строительных работ, получить необходимую подпись от сотрудника пожарной инспекции было непросто. Одна из причин — несметное количество противоречивых требований, иногда явно устаревших и поражающих своей абсурдностью. Например, до сих пор действует условие, по которому в офисном помещении электророзетка должна находиться на уровне глаз сидящего человека. Легко догадаться, что эта норма не выполняется в большинстве офисов.

Аналогичная ситуация и с большинством требований, предъявляемых пожарными инспекторами на местах. Многие из них предпринимателям непонятны, а некоторые (как с той же розеткой) — невыполнимы. Такая постановка вопроса вполне устраивает инспекторов, поскольку именно это и создает предпосылки для получения неформальной благодарности от предпринимателя.

Из огня да в полымя

Схема проведения проверки на предприятии инспектором органа государственной пожарной охраны (ОГПО) по результатам проверки

Соответственно и при выдаче или продлении разрешения на работу или эксплуатацию объекта ничто не мешает инспектору углядеть несколько нарушений. Кстати, Николай Щербак, инженер-проектант инженерно-технического центра «Сигнал», занимающегося проектированием и установкой противопожарных систем, констатирует, что большинство помещений нежилого фонда в Киеве не отвечают требованиям пожарной безопасности, так что в некоторых случаях претензии инспекторов вполне законны. Однако, как показывает практика, любое требование можно обойти, предложив инспектору вознаграждение. Блиц-опрос предпринимателей, проведенный Контрактами, показал, что по количеству и размерам получаемых неофициальных платежей пожарная инспекция занимает одно из первых мест, опередив даже налоговиков.

Помимо дополнительной нагрузки на карман предпринимателей, такая ситуация создает и угрозу возникновения пожаров, нивелируя само предназначение пожарной инспекции. Многие предприниматели говорят, что охотнее выполнили бы разумные требования противопожарной безопасности, чем платили бы недобросовестному инспектору. Однако на практике созданы такие условия, что выгоднее и легче решить вопрос с пожнадзором в «конвертном» порядке, чем устанавливать дорогую и действенную систему пожаротушения, а потом выполнять очередные труднообъяснимые требования инспектора.

Преступления и наказания

Следует отметить, что с формальной точки зрения ОГПО не относятся к контролирующим организациям, однако проверки пожарной инспекции уверенно заняли второе место в рейтинге проверок. По результатам исследований, проведенных Международной финансовой корпорацией, в среднем украинские предприятия дважды в год подвергаются проверкам пожарных. При этом сотрудникам ОГПО не нужно направление, удостоверение или любой другой документ, подтверждающий право на ревизию. Нет ограничений и по количеству проверок: пожарные инспекторы могут наведываться на предприятие хоть каждый день.

При этом санкции, которые может применить к предприятию ОГПО, достаточно серьезны — от административных штрафов руководителей до закрытия объекта, признанного пожароопасным. Мария Кучерова, юрист Международной финансовой корпорации, отмечает, что за невыполнение предписаний пожарных инспекторов и нарушения правил пожарной безопасности на граждан может налагаться административный штраф в размере от 0,5 до 7 н.м.д.г. (8,5-119 грн), а на должностных лиц предприятия — от 2 до 10 н.м.д.г. (34-170 грн). При этом чиновники органов пожнадзора самостоятельно рассматривают дела о нарушении правил безопасности и принимают решения о наложении административных штрафов на нарушителей. Заметим, что таких полномочий нет даже у налоговиков: решения о наложении админштрафов принимаются в судебном порядке.

Помимо привлечения к ответственности должностных лиц, пожарная инспекция может применять финансовые санкции и к предприятиям. Ст. 35 Закона Украины «О пожарной безопасности» установлено, что максимальный размер штрафа не может превышать двух процентов месячного фонда оплаты труда предприятия. Финансовые санкции применяются в судебном порядке, причем уплате они подлежат в месячный срок. Если же предприятие не обжалует решение в установленный законом срок и не заплатит, то за каждый день просрочки начисляется пеня в размере двух процентов от суммы штрафа. Стоит обратить внимание на тот факт, что уплата данных штрафов происходит только после выплаты всех налогов и сборов (постановление Кабинета Министров № 1496 от 22.09.98 г.). Причем если после уплаты налогов в распоряжении предприятия не осталось свободных средств, это, по мнению Марии Кучеровой, не является основанием для неначисления пени.

Наиболее серьезной мерой, которая может быть применена к предприятию, нарушающему правила пожарной безопасности, остается остановка или запрещение работы (п. 2 ст. 7 Закона «О пожарной безопасности»). Постановление о запрещении работы выносится инспектором, а не судом, что открывает широкие возможности для коррупции. Например, один предприниматель в частной беседе рассказал Контрактам о ситуации, когда проверяющий инспектор напрямую вымогал у него взятку, угрожая в противном случае закрыть предприятие.

В тот раз бизнесмену повезло: обратившись в фирму, которая устанавливала ему пожарную сигнализацию, он избавился от настойчивого визитера — как ему потом рассказали, фирма тесно сотрудничала с Госдепартаментом пожарного надзора МЧС и смогла уладить конфликт с помощью своих связей.

Разумеется, такие методы решения проблем нельзя считать надежными. Чаще всего само наличие пожарной сигнализации может заметно упростить общение с пожарными и позволит избежать штрафов, однако стоит это удовольствие отнюдь не дешево.

Цена огнеупоров

Прежде всего, стоит отметить, что проектированием и монтажом противопожарных систем занимаются специализированные фирмы, получившие соответствующую лицензию в МЧС. Эти организации не нуждаются в рекламе, обычно их рекомендуют сами пожарные инспекторы. По неофициальной информации, каждое предприятие, работающее в этой отрасли, курирует определенную территорию, подведомственную какому-либо ОГПО. Соответственно и для получения экспертного заключения, необходимого для выдачи разрешения на начало работы, пожарные инспекторы советуют обращаться в конкретную фирму. Нередко учредителями или владельцами таких фирм являются бывшие сотрудники пожарной охраны или лица, близкие к ним. Как рассказал сотрудник такой организации, пожелавший остаться неназванным, в случае получения заказа по рекомендации инспекторов в ОГПО им полагается откат в размере 5-15% от суммы заказа. Кроме того, не единичны случаи, когда пожарные отказывались давать разрешение на начало работы, если экспертное заключение было сделано не той фирмой, которую рекомендовал пожарный.

Если предприниматель заинтересован не только в получении разрешения, но и в обеспечении пожарной безопасности, ему следует заранее готовиться к существенным затратам. Обращаясь в специализированную фирму, стоит принимать во внимание, что стоимость проектных работ по установке противопожарной системы составляет до 10 тыс. грн. При желании стоимость проектных работ заказчик может рассчитать, исходя из нормативов, изложенных в специализированном издании «Сборник цен на проектные работы для строительства» (ч. 5, раздел 60).

Однако следует обратить внимание, что в справочнике указана базовая стоимость, которую следует умножать на поправочный коэффициент 2,8 плюс некоторые другие индексы. Если цена, заявленная фирмой-проектировщиком, отличается от полученной в результате расчетов более чем на 50%, эксперты советуют предложить исполнителю уменьшить цену или обратиться в другую фирму.

Стоимость монтажа системы зависит от площади, планировки и состояния объекта, а также от пожеланий заказчика, однако редко составляет меньше 12 тыс. грн (см. Дорогое неудовольствие). Еще дороже предпринимателю обойдется установка системы автоматического пожаротушения. Хотя и тут цена вопроса может сильно меняться в зависимости от выбранной системы (водяная, газовая или пенная) и площади помещения.

Скажем, установка системы автоматического водяного пожаротушения может обойтись в 20 тыс. грн, а система газового (что целесообразно для помещения, где находится много компьютерной техники) — 25-40 тыс. грн без стоимости газа. Помимо цены проектных работ и монтажа оборудования, придется потратиться и на обслуживание противопожарных систем. Как правило, их обслуживанием занимается фирма, которая устанавливала оборудование.

Заключая договор на техобслуживание с другим предприятием, заказчик рискует столкнуться с проблемами в случае неполадки в системе: предприятие, принявшее на обслуживание противопожарную систему, может не разбираться в ее тонкостях.

Вместе с тем, в обращении к специалистам подобного профиля есть и свои плюсы: все вопросы согласования проекта и сдачи в эксплуатацию установленной системы в ОГПО фирма берет на себя. Также иногда она может помочь в решении вопросов, возникающих при проверках.

При подготовке публикации использованы материалы исследования «Бизнес-среда в Украине-2004», проведенного Международной финансовой корпорацией


Мнения экспертов

Испорченный телефон

Виктор ВЕЛИЧКО, вице-президент ХК «Киевгорстрой»:

— Сейчас процедура получения разрешения на эксплуатацию объекта и без того крайне усложнена. На первом этапе заключение дает инспектор районной пожарной инспекции, затем эта экспертиза отправляется в городское управление, а окончательное решение выносит центральный орган пожарной службы. Только после этого документ отправляется в обратный путь: от центрального аппарата через городской и районный к нам.

Помимо того, что на саму эту процедуру уходит много времени, на каждом этапе сотрудники МЧС находят какие-то несоответствия стандартам и мы вынуждены вносить исправления и дополнения в документацию. По моему мнению, было бы логичнее, если бы на экспертизу сразу направлялся специалист, имеющий полномочия подписывать документ, а не фактически посредник между строителем и Государственным департаментом пожарного надзора.

Решение Госдепартамента о запрете Киевскому городскому управлению пожарной охраны выдавать согласование проектной документации на строительство новых объектов отразились на нас очень сильно — сдача в эксплуатацию многих домов сейчас оказалась под вопросом. Мне не понятно, почему нехватка пожарных депо должна становиться проблемой строительных компаний.

Разрешают всем

Андрей ГУРЕВИЧ, руководитель проекта «Развитие предпринимательства в Украине» Международной финансовой корпорации:

— Основные учреждения, которые выдают в Украине разрешения на работу предприятий, — это пожарная охрана, санэпидстанция, органы охраны труда и органы местного самоуправления. При этом ситуация с пожарной охраной такова, что каждое создаваемое предприятие обязано у нее получить разрешение на начало работы. На наш взгляд, такая ситуация в принципе неприемлема — такой практики нет ни в одной другой стране. Предпринимателю получить разрешение весьма проблематично, что связано, в том числе и с непрозрачностью и запутанностью требований пожарных.

В такой ситуации у инспектора часто появляется возможность принимать произвольное решение — выдавать или не выдавать разрешение, или выдавать временное разрешение. Свои полномочия органы пожарного надзора объясняют борьбой за пожарную безопасность. Но в то же время наибольшее количество пожаров происходит в жилых помещениях, куда пожарные инспекторы доступа не имеют. На наш взгляд, целесообразно создать какой-то четкий список видов деятельности, для занятия которыми требуется получать разрешение ОГПО, и установить четкие требования к пожарной безопасности, сделав их доступными для предпринимателей.

Взятки можно не платить

Начальник проектного отдела инженерно-технического центра, пожелавший остаться неназванным:

— Сейчас большинство специализированных предприятий предлагают весь комплекс услуг по обеспечению пожарной безопасности: от подготовки проекта до монтажа системы «под ключ». В этот перечень услуг входит и согласование проекта в органах пожарного надзора. Немаловажно, что установкой пульта пожарной сигнализации «Дозор», который в случае возгорания передает сигнал непосредственно в диспетчерскую пожарной охраны, занимается единственная организация с одноименным названием.

По желанию заказчика эта установка может включаться в общий счет работ, проводимых фирмой, устанавливающей систему пожарной безопасности, или же оплачиваться отдельно. Обслуживание же пульта осуществляет только Дозор. Как правило, если проект составлен грамотно и система установлена с учетом требований противопожарной безопасности, неформальных платежей пожарной охране можно избежать, не считая вознаграждений за срочность согласований. Если же заказчик высказывает особые пожелания, не всегда отвечающие требованиям пожарных, или желает сэкономить на каких-либо деталях, то согласование проекта или получение разрешения на работу может обойтись клиенту в приличную сумму.

ДОРОГОЕ НЕУДОВОЛЬСТВИЕ

  • Приблизительная стоимость установки системы пожарной сигнализации

  • Пульт пожарной сигнализации, связанный с диспетчерской МЧС — 2500 грн, ежемесячное обслуживание прибора — до 350 грн.

  • Извещатель дымовой сигнализации, с установкой — 75 грн за шт.

  • Извещатель тепловой сигнализации, с установкой —15 грн за шт.

  • Пульт ручной сигнализации, с установкой —40 грн за шт.

  • 1. Ежемесячное техническое обслуживание 10-15 извещателей — от 350 грн.

    2. Проектные работы для установки противопожарной системы — от 15 тыс. грн.

    3. Монтаж системы сигнализации и извещателей — 30-80 грн за 100 м проводки.

    Итого: полный монтаж системы пожарной сигнализации в офисе площадью 100 кв. м, с пультом сигнализации с подачей сигнала в МЧС и 10-15 извещателями — 12-18 тыс. грн.

    Нет дыма без огня

    По данным МЧС Украины, за 2004 год в Украине зафиксировано 47 670 пожаров (за 2003 г. — 64 755), понесенные убытки составили около 429 млн грн (за 2003 год — 483 млн грн). В результате пожаров погибли 3783 чел. (за 2003 г. — 3929 чел.), получили травмы 1831 чел. (за 2003 г. — 1854 чел.). 594 пожара произошло на объектах общегосударственной собственности (в 2003 г. — 912), 1185 пожаров — на объектах коллективной собственности (в 2003 г. — 1441), 1179 — на частных объектах (в 2003 г. — 1327). Печальным лидером по количеству пожаров остается жилой сектор: за 2004 год тут произошло 39 002 пожара, что составляет 81,8% от общего количества пожаров в Украине (за 2003 год соответственно — 43 622, 71%).

     


    Читайте также:

    SelectorNews
     

         быстрая навигация по порталу   <СПРАВОЧНИК ПО БЕЗОПАСНОСТИ>
    способы выживания личная безопасность корпоративная безопасность безопасность средств связи
    дорожная безопасность агентура и сбор информации компьютерная безопасность сексуальная безопасность
     


     



    Реклама:

    Реклама на портале WARNING.dp.ua

    Исходя из безусловного права личности на собственную безопасность всем предоставляется право свободного копирования, распространения
    и издания этих материалов, как в полном объеме, так и по частям в любых комбинациях!

    KMindex Rambler's Top100