поиска на warning.dp.ua
  

 

Правовая защита граждан

Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно усиления правовой защиты граждан и внедрения механизмов реализации конституционных прав граждан на предпринимательскую деятельность, личную неприкосновенность, безопасность, уважение к достоинству лица, правовую помощь, защиту) (N 2322-IV 12.01.2005 г.)

СОМНЕНИЯ ЮРИСТА
Олег Давиденко (34),
управляющий партнер юридической фирмы “Ариес” (г.Киев; с 1993 г.; 18 чел.):

    — К сожалению, реализация положительных изменений, внесенных Законом №2322, может оказаться проблематичной. Например, могут возникнуть трудности при практическом применении нормы о проведении внеплановой проверки, а также изъятии оригиналов документов, приостановлении операций на счетах только на основании решения суда. Если это будет хозяйственный суд, то необходимо внести изменения в ХПК, поскольку на сегодняшний день процессуальным законодательством не предусмотрены четкий порядок и форма обращения налогового органа в хозяйственный суд с требованием о предоставлении разрешения на внеплановую проверку или на изъятие оригиналов документов. Кроме того, направление уведомления о месте и дате рассмотрения судом данного вопроса не позднее чем за три рабочих дня до даты рассмотрения, на мой взгляд, может сократить количество плательщиков налогов, которые смогут присутствовать в суде, поскольку в данном случае не учтены срок доставки уведомления по почте, а также время, необходимое для подготовки стороной правовой позиции.
    Теперь о норме Закона, согласно которой ограничения для проверок не распространяются на проверки, проводимые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Согласно ст.212 УК Украины, уголовная ответственность наступает вследствие недоплаты обязательных платежей в сумме 17 тыс.грн. Для сегодняшнего уровня украинского бизнеса это “ниже низшего предела”. Таким образом, под уголовную ответственность подпадают практически все проверяемые, а уголовные дела возбуждаются “автоматом” на основании результатов проверок (механизм отработан и многократно откатан). Тем более что уголовно-процессуальное законодательство регулирует на сегодняшний день только общий порядок осуществления процессуальных действий, при этом выемка документов и обыск офисов фирм могут проводиться без решения суда и т.п.

Основные нормы
Закона №2322 от 12.01.05 г.
Суть нормы
Документ, в который вносится изменение
Органы МВД имеют право проверять субъектов хозяйствования только при наличии направления на проверку Закон “О милиции” (п.24 ст.11)
Органы налоговой службы при осуществлении ареста активов плательщика налогов могут изымать оригиналы документов на основании решения суда Ст.11 Закона “О государственной налоговой службе в Украине”
Внеплановая выездная проверка, изъятие оригиналов документов и приостановление операций на счетах могут осуществляться налоговиками только по решению суда. В рассмотрении судом разрешения на проведение внеплановой проверки имеют право участвовать представители субъекта хозяйственной деятельности Закон “О государственной налоговой службе в Украине” (ст.11-1)
Длительность выездной плановой (внеплановой) проверки не должна превышать 20 (10) дней, а при проверке субъекта малого предпринимательства — 10 (5) дней
Работникам налоговой милиции запрещается участвовать в плановых и внеплановых проверках, если они не связаны с ведением оперативно-розыскных действий или расследованием уголовных дел
Органы милиции обеспечивают задержанным и арестованным право защищать себя лично либо пользоваться правовой помощью защитника с момента задержания или ареста Закон “О милиции” (ст.5)
Ужесточается уголовная ответственность за пытки — от 3 лет до пожизненного заключения УК (ст.127)



Комментируемым Законом внесены изменения и дополнения в следующие законодательные акты:

1. Кодекс Украины об административных правонарушениях:

КоАП дополнен несколькими статьями, предусматривающими ответственность в виде штрафа в размере от 5 до 10 н.м.д.г. за:

- нарушение порядка ведения налогового учета, предоставления аудиторских заключений;

- непредоставление или несвоевременное предоставление платежных поручений на перечисление надлежащих к уплате налогов и сборов (обязательных платежей);

- невыполнение законных требований должностных лиц органов государственной налоговой службы.

За повторное совершение одного из таких нарушений на протяжении года предусмотрен штраф в размере от 10 до 15 н.м.д.г.

К административной ответственности будут привлекаться и за нарушение порядка удержания и перечисления налога на доходы физических лиц и предоставления сведений о выплаченных доходах. Такое нарушение влечет за собой предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, а также на граждан - субъектов предпринимательства в размере от 2 до 3 н.м.д.г., а за повторное совершение такого нарушения на протяжении года предусмотрен штраф в размере от 3 до 5 н.м.д.г.

Существенно уменьшена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без госрегистрации в качестве субъекта предпринимательства или осуществление хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию, без получения лицензии. Теперь за такое нарушение будет взиматься штраф в размере от 3 до 5 н.м.д.г. с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой, а за повторное совершение такого нарушения на протяжении года - штраф в размере от 5 до 8 н.м.д.г. с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой. Ранее размер штрафа за такое нарушение составлял от 10 до 100 н.м.д.г.

Также изменен размер штрафа, взимаемого за нарушение порядка предоставления декларации о доходах и ведения учета доходов и затрат. Теперь такой штраф будет взиматься в размере от 3 до 8 н.м.д.г., а за повторное совершение такого нарушения на протяжении года - в размере от 5 до 8 н.м.д.г. Ранее штраф за такое нарушение составлял от 6 до 8 н.м.д.г.

2. Уголовный кодекс Украины:

Дополнительно установлено, что работники правоохранительных органов за совершенные ими пытки будут привлекаться к уголовной ответственности в виде лишения свободы на срок от 10 до 15 лет, а если такие пытки привели к гибели человека - в виде лишения свободы на срок от 12 до 15 лет или пожизненного лишения свободы.

3. Закон Украины "О милиции" (N 565-XII от 20.12.90 г.):

Наконец-то и у нас лицам при задержании или аресте работники милиции должны будут:

- сообщать основания и мотивы задержания или ареста и разъяснять право обжалования их в суде;

- устно разъяснять ч. 1 ст. 63 Конституции Украины (право на защиту и право не давать показания или объяснения относительно себя, членов семьи или близких родственников), право отказаться от предоставления любых объяснений или свидетельств до прибытия защитника;

- одновременно в печатном виде предоставлять разъяснения статей 28, 29, 55, 56, 59, 62 и 63 Конституции Украины и прав лиц, задержанных или арестованных, установленных законами, в том числе права осуществлять защиту своих прав и интересов лично или с помощью защитника с момента задержания или ареста, права отказаться от предоставления любых объяснений или свидетельств до прибытия защитника.

Изменениями также пересмотрены другие обязанности милиции. В частности, теперь к обязанностям милиции отнесено:

- обеспечение задержанным и арестованным лицам с момента задержания или ареста права защищать себя лично и пользоваться правовой помощью защитника, реализации других прав задержанных и арестованных лиц;

- немедленное, но не позже чем через 2 часа (ранее - не позже чем через 24 часа) после задержания или ареста лиц, сообщение об их местопребывании родственникам и в случае устного или письменного требования - защитнику, а также администрации по месту работы или обучения;

- обеспечение питания задержанных лиц 3 раза в сутки.

Необходимо отметить, что теперь милиция сможет направлять свои специальные подразделения для обеспечения проведения контролирующими органами проверок субъектов хозяйствования только по решению судьи или суда. При этом определено, что разрешение на направление специального подразделения милиции будет предоставляться только в случаях, когда проверка проводится в рамках расследования уголовных дел. В Законе также оговорено, что органам милиции запрещено использовать физическое и психологическое влияние для обеспечения проведения контролирующими органами плановых и внеплановых проверок субъектов хозяйствования, в том числе путем демонстрации оружия, специальных средств, угроз их применения.

4. Закон Украины "О государственной налоговой службе в Украине" (N 3813-XII от 24.12.93 г.):

Изменениями, внесенными в этот Закон, определено, что финансовые (штрафные) санкции, суммы недостач, пени, наложенные (примененные) органами государственной налоговой службы Украины, уплачиваются налогоплательщиками добровольно или взимаются в судебном порядке. При этом в Законе уже не предусматриваются размеры административных штрафов (теперь они прописаны в КоАП).

Также изложены в новой редакции функции органов государственной налоговой службы и предусмотрены основания и порядок проведения органами государственной налоговой службы плановых и внеплановых выездных проверок.

В частности, установлено, что внеплановая выездная проверка может осуществляться только на основании решения суда, а в рассмотрении вопроса о предоставлении разрешения на проведение такой проверки имеют право принимать участие представители субъекта хозяйствования. Сообщение о месте, дате и времени рассмотрения вопроса о предоставлении разрешения на проведение внеплановой выездной проверки должно посылаться не позднее чем за 3 рабочих дня до даты такого рассмотрения.

Определено, что должностные лица органа государственной налоговой службы смогут приступить к проведению проверки только после предоставления налогоплательщику под расписку направления на проверку, а если эта проверка внеплановая - то еще и копии решения суда о разрешении на проведение такой проверки.

Особое внимание следует обратить на то, что теперь решения об изъятии оригиналов финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов и/или приостановке операций на счетах могут приниматься только судом.

Не менее интересной является норма, запрещающая работникам налоговой милиции участвовать в проведении выездных проверок налогоплательщиков, если такие проверки не связаны с ведением оперативно-розыскных дел или расследованием уголовных дел, возбужденных относительно таких налогоплательщиков.

5. Закон Украины "О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине" (N 2939-XII от 26.01.93 г.):

В данном Законе установлено, что контрольно-ревизионные управления только на основании решения суда смогут осуществлять некоторые свои права, а именно:

- приостанавливать расходные операции по счетам в банках и других финансовых учреждениях в случае, если руководство объекта, на котором необходимо провести ревизию или проверку, препятствует работнику государственной контрольно-ревизионной службы исполнять свои обязанности;

- изымать до окончания ревизии или проверки оригиналы первичных финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов;

- изымать в бюджет выявленные ревизиями или проверками скрытые и заниженные валютные и прочие платежи;

- взимать в доход государства средства, полученные министерствами и другими органами исполнительной власти, государственными фондами, бюджетными учреждениями, а также предприятиями, учреждениями и организациями, которые получают средства из бюджета и из государственных валютных фондов, по незаконным соглашениям, без установленных законом оснований и с нарушением действующего законодательства.

Также в Законе пересмотрен порядок проведения ревизий и проверок органами государственной контрольно-ревизионной службы.

6. Закон Украины "Об оперативно-розыскной деятельности" (N 2135-XII от 18.02.92 г.):

В соответствии с изменениями, внесенными в этот Закон, оперативные подразделения для выполнения задач оперативно-розыскной деятельности могут ознакамливаться с документами и данными, характеризующими деятельность предприятий, учреждений и организаций, изготовливать копии таких документов только за счет средств, выделяемых на содержание таких подразделений, а вытребывать документы и данные, характеризующие деятельность предприятий, учреждений, организаций, а также образ жизни отдельных лиц, подозреваемых в подготовке или совершении преступления, источник и размеры их доходов, - только с разрешения суда.

7. Закон Украины "О предварительном заключении" (N 3352-XII от 30.06.93 г.):

Этот Закон дополнен обязанностями администрации мест предварительного заключения по:

- обеспечению условий, исключающих при свидании с защитником возможность третьих лиц иметь доступ к информации, предоставляемой в процессе свидания;

- информированию лиц во время взятия их под стражу об основаниях и мотивах взятия под стражу, разъяснению права на обжалование в суде оснований и мотивов взятия под стражу, предоставлению в печатном виде разъяснения положений статей 28, 29, 55, 56, 59, 62 и 63 Конституции Украины, статьи 9 этого Закона и других прав лиц, взятых под стражу;

- обеспечению возможности реализации других прав лиц, взятых под стражу, установленных этим Законом и другими нормативно-правовыми актами;

- обеспечению наличия в достаточном количестве текстов Конституции Украины, Уголовного, Уголовно-процессуального, Уголовно-исполнительного, Гражданского, Гражданско-процессуального кодексов Украины, законов Украины "О предварительном заключении", "О прокуратуре", "О милиции", "О порядке возмещения вреда, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда", других нормативно-правовых актов, определяющих статус и полномочия правоохранительных органов, права и обязанности лиц, взятых под стражу, порядок содержания под стражей, порядок возмещения вреда, причиненного неправомерными действиями или бездеятельностью работников правоохранительных органов и мест предварительного заключения, а также обеспечению возможности пользования лицами, взятыми под стражу,
текстами указанных нормативно-правовых актов и научно-методической литературой по этим вопросам


Читайте также:

SelectorNews
 

     быстрая навигация по порталу   <СПРАВОЧНИК ПО БЕЗОПАСНОСТИ>
способы выживания личная безопасность корпоративная безопасность безопасность средств связи
дорожная безопасность агентура и сбор информации компьютерная безопасность сексуальная безопасность
 


 



Реклама:

Реклама на портале WARNING.dp.ua

Исходя из безусловного права личности на собственную безопасность всем предоставляется право свободного копирования, распространения
и издания этих материалов, как в полном объеме, так и по частям в любых комбинациях!

KMindex Rambler's Top100