поиска на warning.dp.ua
  

 

Новый порядок проведения налоговых проверок
см. также: Новации в порядке проведения налоговых проверок

Законом Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно усиления правовой защиты граждан и внедрения механизмов реализации конституционных прав граждан на предпринимательскую деятельность, личную неприкосновенность, безопасность, уважение к достоинству лица, правовую помощь, защиту) № 2322-IV от 12.01.2005 г. (далее – Закон № 2322) предпринята попытка уменьшения вмешательства государственных органов в предпринимательскую деятельность. В частности, значительно ограничены права милиции (в том числе и налоговой), налоговых органов, урегулирован порядок проведения плановых и внеплановых проверок, условия допуска налоговых органов к проведению проверок.

В рамках данной работы мы проанализируем насколько изменятся взаимоотношения налогоплательщиков с органами налоговой службы в связи с принятием этого Закона.

Сразу отметим, что в соответствии с введенными изменениями, основания и порядок проведения проверок субъектов хозяйствования налоговыми органами будут регулироваться Законом Украины от  4 декабря 1990 года № 509-XII «О государственной налоговой службе в Украине», а не Указом Президента Украины от 23.07.98г. № 817/98 «О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности» (далее - Указ № 817), который будет действовать в части не противоречащей этому Закону.

Законом № 2322 предусмотрено большее количество оснований для проведения органами государственной налоговой службы внеплановых выездных проверок.

Рассмотрим отдельно обстоятельства, которые являются основанием для проведения внеплановых проверок.

Пунктом «а» ст. 3 Указа № 817 предусматривается, что основанием для проведения внеплановой проверки являются факты, свидетельствующие о нарушении СПД норм законодательства, выявленные по итогам встречных проверок. Однако применение этого пункта усложнено тем, что Указ № 817 не дает определения встречной проверки.

В соответствии с внесенными изменениями, теперь под обстоятельствами, являющимися основанием для проведения внеплановой проверки понимаются факты, выявленные по результатам проверок других налогоплательщиков, свидетельствующие о нарушении налогоплательщиком норм законов Украины о налогообложении, валютного законодательства, если налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения по обязательному письменному запросу органа государственной налоговой службы в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса.

Таким образом, по новым правилам, во-первых, факты нарушения норм законодательства могут быть выявлены в результате любых проверок других налогоплательщиков, а во-вторых, выявление таких фактов не обязательно влечет за собой проверку, т.к. выявив такие нарушения, налоговый орган обязан направить налогоплательщику, письменный запрос. Если в течение 10 дней налогоплательщик не предоставит объяснений и их документальных подтверждений у налоговых органов будет основание для проведения на предприятии внеплановой проверки.

Пункт «б» ст. 3 Указа № 817 рассматривает как обстоятельство, являющееся основанием для проведения внеплановой проверки, непредоставление СПД в установленный срок документов обязательной отчетности. Эта норма принципиально не изменилась – Закон № 2322 конкретизировал перечень документов обязательной отчетности: теперь основанием для внеплановой проверки является непредоставление в установленный срок налоговой декларации или расчетов, если их предоставление предусмотрено законом.

Среди оснований для внеплановых проверок в соответствии с п. «в» ст.3 Указа № 817 перечисляется выявление недостоверности данных, заявленных в документах обязательной отчетности.

Нововведения сделали эту норму более демократичной и теперь недостоверность данных, приведенных в налоговой декларации, не является поводом для внеплановой проверки. Налоговый орган сначала обязан письменно запросить налогоплательщика предоставить объяснения и их документальные подтверждения. Для предоставления ответа у налогоплательщика есть десять рабочих дней. Несоблюдение этого срока послужит основанием для проведения внеплановой проверки.

Пункт «г» ст. 3 Указа № 817 предусматривает среди обстоятельств, при наличии которых проводится внеплановая проверка подачу СПД в установленном порядке жалобы о нарушении законодательства должностными лицами контролирующего органа при проведении плановой или внеплановой выездной проверки. Теперь Закон «О государственной налоговой службе» дополнительно устанавливает, что для того, чтобы послужить поводом для проведения внеплановой проверки в такой жалобе СПД должны содержаться требования полной или частичной отмены результатов соответствующей проверки.

Не претерпело существенных изменений обстоятельство, определенное пунктом «д» ст. 3 Указа № 817 относительно проверок сведений, полученных от лица, имевшего правоотношения с субъектом предпринимательской деятельности. Если раньше налогоплательщик обязан был предоставить объяснения и их документальное подтверждение на обязательный письменный запрос контролирующего органа в течение трех рабочих дней со дня получения запроса, то Закон № 2322 увеличил срок для предоставления таких объяснений до десяти рабочих дней.

Обстоятельство, касающееся проведения внеплановой проверки в случае ликвидации (реорганизации) предприятия осталось неизменным – и при ликвидации и при реорганизации будет проводиться проверка.

На этом перечень обстоятельств, изложенных в ст. 3 Указа № 817, исчерпывается. Однако Закон № 2322 добавил еще два основания для проведения внеплановых проверок:

Внеплановая выездная проверка в соответствии с новыми требованиями может проводиться, если в отношении налогоплательщика (должностного лица налогоплательщика) в порядке, установленном законом, налоговой милицией заведено оперативно-розыскное дело, в связи с чем имеется необходимость в проведении внеплановой выездной проверки финансово-хозяйственной деятельности такого налогоплательщика. Для проведения проверки на основании этого пункта, налоговая милиция, руководствуясь ст. 8 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности», в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности имеет право поднимать вопросы о проведении проверки. То есть наличие заведенного оперативно-розыскного дела не предоставляет право на проверку, а предоставляет налоговой милиции право требовать проверку. Заслуживает особого внимания норма, запрещающая участвовать работникам налоговой милиции в проведении плановых и внеплановых выездных проверок налогоплательщиков, проводимых органами государственной налоговой службы, если такие проверки не связаны с ведением оперативно-розыскных дел или расследованием уголовных дел, возбужденных в отношении таких налогоплательщиков (должностных лиц налогоплательщиков), находящихся в их производстве.

Кроме этого, внеплановая проверка может также проводится в случае, когда вышестоящий орган государственной налоговой службы в порядке контроля за достоверностью заключений нижестоящего органа государственной налоговой службы осуществил проверку документов обязательной отчетности налогоплательщика или заключений акта проверки, составленного нижестоящим контролирующим органом, и обнаружил их несоответствие требованиям закона, что привело к непоступлению в бюджеты сумм налогов и сборов (обязательных платежей). Внеплановая выездная проверка в этом случае может инициироваться вышестоящим органом государственной налоговой службы лишь в том случае, когда в отношении должностных или служебных лиц нижестоящего органа государственной налоговой службы, проводивших плановую или внеплановую выездную проверку указанного налогоплательщика, начато служебное расследование или возбуждено уголовное дело.

Таким образом, на основании этого пункта внеплановая проверка может быть проведена при соблюдении следующих условий: во-первых, должно быть начато служебное расследование или возбуждено уголовное дело в отношении работника налогового органа, проводившего на предприятии проверку. Во-вторых, вышестоящим органом налоговой службы должны быть проверены документы обязательной отчетности налогоплательщика или заключения акта проверки, составленного работником, в отношении которого начато служебное расследование или возбуждено уголовное дело. В-третьих, в ходе проверки этих документов вышестоящим органом должно быть обнаружено их несоответствие требованиям законов. При чем, заметим, несоответствие должно быть выражено не формальными признаками, а вести к непоступлению в бюджеты сумм налогов и сборов (обязательных платежей). Соблюдение всех этих условий дает право вышестоящему органу налоговой службы инициировать внеплановую выездную проверку.

Мы рассмотрели обстоятельства, при наличии которых может быть проведена внеплановая проверка налогоплательщика. Теперь обратимся к нововведениям, касающимся порядка проведения таких проверок.

Сразу отметим главное новшество – внеплановая выездная проверка будет осуществляться исключительно на основании решения суда. Эта норма существенно изменит взаимоотношения налогоплательщиков с контролирующим органом. Налоговому органу, инициатору проведения проверки, необходимо будет в суде обосновать причины проверки, предоставить данные о дате ее начала и окончания, состав лиц, которые будут проводить такую проверку, документы, свидетельствующие о наличии обстоятельств, послуживших основанием проведения проверки, информацию о виде и количестве проведенных проверок, их результаты за три предыдущих года. При этом в суде теперь имеют право участвовать субъекты хозяйствования, которые должны быть уведомлены о месте, дате и времени рассмотрения вопроса о предоставлении разрешения на проведение внеплановой выездной проверки не позднее чем за три рабочих дня до даты такого рассмотрения. Таким образом, для налогоплательщика законодательство предусмотрело активную роль в принятии решения относительно необходимости проведения внеплановой проверки. Если, по мнению налогоплательщика, отсутствует необходимость в проведении такой проверки – налогоплательщик имеет право обосновывать свою точку зрения в суде и предоставлять в суд подтверждающие доказательства, т.к. в соответствии с принципом состязательности, являющимся одним из основных принципов судопроизводства в Украине, стороны и другие лица, принимающие участие в деле, обосновывают свои требования и возражения предоставленными суду доказательствами. В случае вынесения судом решения, с которым налогоплательщик не будет согласен, у последнего есть право апелляционного обжалования такого решения. Напомним, что налогоплательщик имеет право обжаловать решение, определения суда, что даст возможность выиграть время в ходе принятия решения о проведении внеплановой проверки.

Из вышеизложенного следует еще один значимый вывод: Законом № 2322 изменена одна из самых существенных характеристик «старых» внеплановых проверок, которую использовали налоговики - их внезапность. Если раньше внеплановые проверки нарушали обычный график работы бухгалтера, то теперь прежде чем работники ГНС приступят к проведению проверки, у предприятия будет достаточно времени для подготовки к ее проведению.

Кстати, Законом № 2322 прямо предусмотрено, что проведение проверок органами государственной налоговой службы не должно нарушать нормальный режимработы налогоплательщика.

В Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» добавлена статья 112, регламентирующая условия допуска должностных лиц налоговых органов к проведению плановых и внеплановых проверок. В частности, определено, что должностные лица органа государственной налоговой службы вправе приступить к проведению проверки при условии предоставления налогоплательщику под роспись направления на проверку и, если это внеплановая проверка, копии решения суда о разрешении на ее проведение.

В случае непредоставления копии решения суда или направления на проверку или предоставления их с нарушением установленных требований, налогоплательщик имеет право отказать налоговикам в допуске к проведению проверки.

Требованиями к направлению на проверку установлено, что в нем должны быть указаны дата выдачи, название органа государственной налоговой службы, цель, вид (плановая или внеплановая), основания, дата начала и дата окончания проверки, должности, звания и фамилии должностных лиц. Направление на проверку подписывается руководителем органа государственной налоговой службы и скрепляется печатью органа государственной налоговой службы. В изложенных требованиях к направлению отсутствует один из существенных реквизитов: не требуется указывать название проверяемого налогоплательщика. Однако указывать название проверяемого предприятия требует форма удостоверения на проверку, утвержденная приказом ГНАУ от 1 апреля 2004 г. № 187. В соответствии с п.2.8. этого приказа право на проведение документальной проверки налогоплательщика предоставляется на основании такого удостоверения. В настоящий момент этот приказ не отменен, следовательно, на сегодняшний день сохранена обязанность работников налоговой службы предъявлять при проведении проверок удостоверение на проверку. Таким образом, итоговое количество документов, обязательных для предъявления налогоплательщикам при проведении внеплановых выездных проверок увеличилось до четырех: служебное удостоверение, удостоверение на проверку, направление на проверку и копия решения суда, причем удостоверение и направление на проверку практически дублируют друг друга.

Существует еще один нюанс, касающийся направлений на проверки. В соответствии с частью второй ст. 11 Закона «О милиции» при осуществлении мер по предотвращению, выявлению и раскрытию преступлений в сфере налогового законодательства права, предусмотренные пунктами 2, 3, абзацами вторым, третьим, четвертым, шестым пункта 5, пунктами 6 - 19, 23 - 31 части первой этой статьи предоставляются исключительно органам налоговой милиции в пределах их компетенции. Пунктом 24 предусмотрено, что органы милиции вправе приступить к проведению проверки субъектов хозяйственной деятельности при условии наличия направления на проверку, которое составляется по форме, установленной Министерством внутренних дел.

Эта норма противоречит норме, изложенной в ст.112 Закона «О государственной налоговой службе в Украине», которая предусматривает, что должностные лица органа государственной налоговой службы (к которым относится и налоговая милиция) вправе приступить к проведению внеплановой проверки при условии предоставления налогоплательщику под роспись направления на проверку, при этом не указывается, что форма направления должна быть утверждена Министерством внутренних дел. На наш взгляд, органы налоговой милиции должны руководствоваться нормами Закона «О милиции», т.к. права налоговой милиции установлены ст. 22 Закона «О государственной налоговой службе в Украине», которая определяет, что должностным лицам налоговой милиции для выполнения возложенных на них обязанностей предоставляются права, предусмотренные пунктом 1, частью первой пункта 2, пунктами 3 и 6 статьи 11 указанного Закона, а также пунктами 1-4, абзацами вторым, третьим, шестым пункта 5, пунктами 6-12,14, подпунктами «а» и «б» пункта 15 (с учетом положений указанного закона, других законов по вопросам налогообложения), пунктом 16 с соблюдением правил проведения налоговых проверок, установленных законодательством, пунктами 17, 19, 23, 24, 25, 27, 28, 30 статьи 11, статьями 12-151 Закона Украины «О милиции». Как видно из перечисленных норм, на налоговую милицию распространяются требования, изложенные в пункте 24 статьи 11 Закона «О милиции», которым предусмотрена форма направления, установленная МВД, и, напротив, на сотрудников налоговой милиции действие статьи 112 Закона «О государственной налоговой службе в Украине» не распространяется.

На сегодняшний день не принят приказ МВД об утверждении формы направления на проверку. Таким образом, до принятия соответствующего приказа МВД налоговая милиция не может выдать ни одного направления, соответствующего требованиям закона, а, следовательно, и приступить к проведению проверки субъекта хозяйствования даже при наличии оперативно-розыскного или возбужденного уголовного дела.

Изменения коснулись также и сроков проведения проверок. Продолжительность плановой выездной проверки не должна превышать 20 дней, а в отношении субъектов малого предпринимательства – 10 дней. Напомним, что в соответствии с Законом Украины от 19.10.2000г. № 2063-ІІІ «О государственной поддержке малого предпринимательства» субъектами малого предпринимательства являются:

  • физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве субъектов предпринимательской деятельности;
  • юридические лица - субъекты предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы и формы собственности, в которых среднеучетная численность работающих за отчетный период (календарный год) не превышает 50 человек и объем годового валового дохода не превышает 500 000 евро. Малыми частными предприятиями не являются финансовые учреждения, субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса, осуществляющие обмен иностранной валюты, являющиеся производителями и импортерами подакцизных товаров, а также субъекты предпринимательской деятельности, в уставном фонде которых доля вкладов, принадлежащих юридическим лицам – учредителям и участникам этих субъектов, не являющихся субъектами малого предпринимательства, превышает 25 процентов.

Законодатель впервые установил сроки проведения внеплановых проверок. С момента вступления в силу Закона № 2322 налоговые органы обязаны провести внеплановую проверку в течение 10 дней, а в отношении субъектов малого предпринимательства – 5 дней.

Продлеваются сроки проведения проверок теперь исключительно по решению суда: плановые проверки на срок не более 10 дней (для субъектов малого предпринимательства – 5 дней); внеплановые проверки на срок не более 5 дней (для субъектов малого предпринимательства – 2 дня).

Перейдем непосредственно к анализу обновленных прав налоговых органов.

Согласно нововведениям органы государственной налоговой службы вправе приглашать налогоплательщиков или их представителей для проверки правильности начисления и своевременности уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) путем направления заказного письма с письменным уведомлением о таком приглашении не позднее чем за 10 рабочих дней до дня приглашения.

Налоговые органы уже не имеют права требовать у налогоплательщиков и банков предоставления информации об объеме и обращении денежных средств на счетах, в том числе о непоступлении в установленные сроки валютной выручки. Эту информацию налоговые органы имеют право получать только на основании решения суда.

Суд также принимает решение относительно изъятия оригиналов первичных финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов. Налоговые органы имеют право изымать оригиналы документов только на основаниирешения суда и только при проведении ареста активов налогоплательщика. При этом у налогоплательщика остаются опись изъятых документов и их копии. Без решения суда можно изымать только копии документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) объектов налогообложения, неуплате налогов и сборов (обязательных платежей). Изъятие у субъектов хозяйственной деятельности документов, не подтверждающих факты нарушения законов Украины о налогообложении запрещено.

Исключено из полномочий налоговых органов и возложено на судебные органы принятие решений о приостановлении операций по счетам в учреждениях банков, других финансово-кредитных учреждениях в связи с нарушением налогового законодательства.

Коснулись новшества и порядка проведения инвентаризаций на предприятиях, в учреждениях и организациях, на которых проводятся плановые и внеплановые выездные проверки. Теперь если налогоплательщик отказывается от проведения инвентаризации основных фондов – налоговые органы имеют право обратиться в суд относительно понуждения к проведению таких инвентаризаций. До принятия решения судом органы государственной налоговой службы могут в присутствии понятых и представителей предприятий опечатывать кассы, кассовые помещения, склады и архивы на срок не более 24 часов.

Законом № 2322 установлено, что финансовые (штрафные) санкции, суммы недоимки, пени, наложенные (примененные) органами государственной налоговой службы уплачиваются налогоплательщиками добровольно или взыскиваются в судебном порядке. Таким образом, налоговые органы лишились права бесспорного взыскания средств со счетов налогоплательщиков, предоставленного им в силу норм Закона Украины от 21.12.2000 г. № 2181-ІІІ «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственным и целевыми органами».

В целом прокомментированный Закон существенно улучшил положение налогоплательщиков и ограничил чересчур широкие полномочия органов государственной налоговой службы. Правда для справедливого урегулирования взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов некоторые вопросы следует еще доработать. Так, например, на сегодняшний день законодательство не предусматривает ответственность должностных лиц налоговых органов. В Законе № 2322 содержится норма, согласно которой работники органов государственной налоговой службы несут материальную ответственность за ущерб, причиненный незаконными действиями или бездействием, в пределах, установленных законом. Однако применить материальную ответственность пока невозможно, т.к. статья 13 Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине» гласит: «убытки, нанесенные неправомерными действиями должностных лиц органов государственной налоговой службы, подлежат возмещению за счет средств государственного бюджета».  Т.е. с учетом того, что бюджет наполняют налогоплательщики, выходит, что за ущерб, причиненный налогоплательщику работниками ГНС, расплачиваются сами же налогоплательщики.

Юрисконсульт       Бондарь Е.Ю.
http://www.buhgalteria.com.ua

также по теме:

На предприятии проводилась внеплановая проверка по возмещению НДС (в общем порядке), о чем был составлен акт. После этого на предприятие приходят запросы (встречные проверки) о предоставлении документов за период, который был проверен ГНИ и составлен акт. Имеет ли ГНИ право требовать документы за проверенный ранее период на встречную проверку?

 


Читайте также:

SelectorNews
 

     быстрая навигация по порталу   <СПРАВОЧНИК ПО БЕЗОПАСНОСТИ>
способы выживания личная безопасность корпоративная безопасность безопасность средств связи
дорожная безопасность агентура и сбор информации компьютерная безопасность сексуальная безопасность
 


 



Реклама:

Реклама на портале WARNING.dp.ua

Исходя из безусловного права личности на собственную безопасность всем предоставляется право свободного копирования, распространения
и издания этих материалов, как в полном объеме, так и по частям в любых комбинациях!

KMindex Rambler's Top100