поиска на warning.dp.ua
  

 

ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЯ ГНИ

Существует ли законодательно установленный срок для ответа ГНИ на возражения налогоплательщика по акту документальной проверки? Если да, то в случае несоблюдения этого срока считаются ли возражения по акту принятыми (удовлетворенными) ГНИ? Кто из работников ГНИ обязан представить ответ на возражения по акту? Имеет ли право предприятие-налогоплательщик представить свои возражения по акту документальной проверки в вышестоящую ГНА (ГНАУ), в какие сроки и влечет ли это дополнительную проверку предприятия?

Основной «штрафной» Закон Украины от 21.12.2000 г. № 2181-III «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» (далее — Закон № 2181) не устанавливает сроков и порядка принятия и рассмотрения возражений налогоплательщиков по актам налоговых проверок (в отличие от процедуры административного обжалования решений работников налоговой службы, регламентированной нормами п.5.2 ст.5 этого Закона). Более того, ни один законодательный акт прямо не обязывает органы налоговой службы отвечать письменно на возражения (замечания) налогоплательщиков по актам проверок. Таким образом, возражения (замечания) по акту документальной проверки не могут считаться «принятыми» органами ГНИ (в отличие от жалобы — см. пп.5.2.2 ст.5 Закона № 2181). Не имеет правового значения для налогоплательщика и то, когда и кто конкретно представлял или не представил вообще ответ на возражения по акту (инспектор, юридический отдел ГНИ и т.п.).

Согласно четырнадцатому абзацу раздела 3 Порядка № 4291 налоговое уведомление-решение принимается руководителем налогового органа (его заместителем) в течение трех рабочих дней со дня подписания акта документальной проверки (составления акта отказа от подписи). Увеличения указанного срока в связи с наличием возражений на акт проверки Порядок № 429 не предусматривает.

Конечно же, органы налоговой службы должны учитывать возражения налогоплательщика при принятии решения по результатам проверки хотя бы для того, чтобы уменьшить вероятность последующего удовлетворения соответствующих жалоб (исков) налогоплательщиков в административном и судебном порядке. Об этом ГНАУ неоднократно указывала в своих внутренних документах2.

С практической точки зрения можно и нужно представить мотивированные письменные возражения по акту документальной проверки руководителю органа ГНС, которому подчиняются проверяющие предприятие налоговые инспекторы. Однако нет смысла подавать возражения по акту документальной проверки в вышестоящую городскую или областную ГНА или в ГНАУ. Необходимо подать жалобу на принятое ГНИ решение в установленном Законом № 2181 порядке: то есть, вначале подается жалоба в налоговый орган, принявший решение, затем в вышестоящий и т.д.

Что касается повторной (внеплановой) проверки предприятия, то согласно ст.111 Закона Украины от 04.12.90 г. № 509-XII «О государственной налоговой службе в Украине»3 такая проверка, в частности, может быть проведена в случае, если вышестоящий орган государственной налоговой службы в порядке контроля за достоверностью выводов нижестоящего органа государственной налоговой службы осуществил проверку… выводов акта проверки, составленного нижестоящим контролирующим органом, и выявил их несоответствие требованиям законов, что привело к непоступлению в бюджеты сумм налогов и сборов (обязательных платежей). Внеплановая выездная проверка также может инициироваться вышестоящим органом государственной налоговой службы тогда, когда относительно должностных или служебных лиц нижестоящего органа государственной налоговой службы, которые проводили плановую или внеплановую выездную проверку указанного налогоплательщика, начато служебное расследование или возбуждено уголовное дело. То есть, само по себе обжалование решений ГНИ или составление возражений на акт проверки не влечет внеплановую проверку — необходимо наличие указанных выше условий (непоступление в бюджет налогов, служебное расследование или возбужденное уголовное дело против должностных лиц ГНИ).

Сергей ПОДЗЕ,
юрист

1Порядок оформления результатов документальных проверок о соблюдении налогового и валютного законодательства субъектами предпринимательской деятельности — юридическими лицами, их филиалами, отделениями и другими обособленными подразделениями, утвержденный приказом Государственной налоговой администрации Украины от 16.09.2002 г. № 429 // Проверки на предприятиях: Сборник систематизированного законодательства. — 2003. — Вып.10. — C.27 – 31 (прим. ред.).
2См., в частности, докладные записки Главного управления апелляций ГНАУ «О состоянии работы по рассмотрению жалоб (апелляций) налогоплательщиков» от 10.10.2002 г. и от 20.06.2003 г. № 25-0018 (прим. авт.).
3См. спецвыпуск «Налогоплательщикам — больше прав, контролерам — больше обязанностей» // Бухгалтерия. — 2005. — № 16 (прим. ред.).
Опубликовано в Бухгалтерии N34 (657) от 22 АВГУСТА 2005 года

Читайте также:

SelectorNews
 

     быстрая навигация по порталу   <СПРАВОЧНИК ПО БЕЗОПАСНОСТИ>
способы выживания личная безопасность корпоративная безопасность безопасность средств связи
дорожная безопасность агентура и сбор информации компьютерная безопасность сексуальная безопасность
 


 



Реклама:

Реклама на портале WARNING.dp.ua

Исходя из безусловного права личности на собственную безопасность всем предоставляется право свободного копирования, распространения
и издания этих материалов, как в полном объеме, так и по частям в любых комбинациях!

KMindex Rambler's Top100